«Дух Коктебеля живет в той самой «Богеме»Ирина и Владимир Жабкины – популярные коктебельские рестораторы. Их арт-кафе «Богема» имеет особую изюминку со «вкусом» и «ароматом» Коктебеля. Здесь выступают актеры, музыканты, писатели, художники и другие творческие люди. Арт-кафе трижды поменяло адрес, но для его завсегдатаев это не важно. Каждый приходит в это заведение запросто, как в гости к старым приятелям супругам Жабкиным, которые традиционно с улыбкой встречают их у входа. Ирина Жабкина согласилась рассказать «Кафе» о том, как им удалось создать нетипичное кафе.
- Как возникла идея создания «Богемы»? - О, совершенно случайно. Это было в те трудные времена. Директору Дома Волошина Наталье Мирошниченко понадобилось кое-что отремонтировать в музее, но заплатить за работу денег не было. Она попросила моего супруга помочь ей, объяснив ситуацию. Володя согласился, поэтому мы стали часто бывать в Доме поэта. Мы много беседовали с волошинцами обо всем и, конечно же, о перспективах музея. Однажды в разговоре Наташа обмолвилась, что мечтает о маленьком кафе при Доме Волошина. Это позволило бы посетителей творческих вечеров напоить чаем или кофе с кексами или блинчиками. Поскольку в то время мы были безработными, то решили попробовать. Вот так в 1998 году у нас появилась возможность открыть маленький кафетерий и, как все, мы хотели заработать денег.
- А знаменитый коктебельский дух откуда взялся? - Да он всегда был в Доме Волошина. В том кафе был незатейливый ассортимент. Клиенты приходили не поесть или скоротать время, их манили встречи с творческими людьми, которые приезжали в Дом поэта. Мы погрузились в атмосферу музея и прониклись настоящим коктебельским духом. Иногда мы ночевали в музее на полу маленькой подсобки и были счастливы. Кому еще посчастливится спать в комнате, в которой, возможно, видела сны Марина Цветаева? Это необъяснимое чувство. Люди творчества, как правило, не состоятельные. Мы понимали, что больших денег на них не заработаешь, но удовольствие общаться с ними это огромное богатство. В следующем году 1 июня «Богеме» исполняется десять лет. Все это время мы оберегаем дух Коктебеля.
- С чем связан переезд «Богемы» на территорию «Голубого залива»? - Много было толков о том, уместно ли кафе в Доме Волошина или нет. Чтобы от них отойти, после двух лет работы в музее мы отправились на поиски нового места. Директор пансионата «Голубой Залив» Константин Зелинский заинтересовался идеей создания арт-кафе и сдал в аренду пустующее помещение на своей территории. Здание оказалось очень хорошим, в нем раньше был магазин, следовательно, были и вода, и канализация, что так важно в Коктебеле. Но самое удачное, что оно не имело окон и находилось далеко от какофонии набережной. Тихое место позволило проводить наши тематические вчера, которые посещали приверженцы Дома Волошина. На новом месте «Богема» зажила прежней жизнью. Практически все гости – это музыканты, поэты, художники, писатели и другие творческие люди, которые приходили и выступали на маленькой сцене кафе. Недостатка в публике не было, на эти вечера приходит всегда особая аудитория.
- Как постигали ремесло рестораторов? - По профессии мы далеки от ресторанного бизнеса, поэтому нехватка знаний ощущалась. Часто мы действовали по наитию или довольствовались советами знакомых. Поэтому мы решили пройти курс школы ресторанного менеджмента.
К этому нас побудил сын Кирилл, с которым мы спорили о том, как нужно вести бизнес. Он поступил учиться в киевский университет на отделение «гостинично-ресторанный бизнес» и случайно попал на лекцию известного украинского ресторатора Исая Фельдмана. После лекции сын позвонил мне и сказал: «Мама, ты была права». Раньше он удивлялся, почему я встречаю всех посетителей, знаю их всех, а тут услышал слова Исая Абрамовича, который сказал, что в Нью-Йорке он ходит только в те рестораны, где его знают по имени. Мне захотелось познакомиться с Фельдманом. Я с супругом специально поехала на выставку, где была представлена школа этого ресторатора. Встреча нас впечатлила настолько, что мы пошли учится ресторанному бизнесу. Школа показала, что в «Богеме» многое поставлено правильно, но были и ошибки.
- Какие, например? - Наиболее серьезная ошибка - взимание платы за обслуживание, которую многие рестораторы не стесняются включать в счет. Официально брать проценты за обслуживание – преступление. Это тоже самое, что узаконить взятки. Клиент сам вправе решать, платить за обслуживание или нет. Культурный человек знает, сколько чаевых нужно оставлять. Фонд заработной платы обслуживающего персонала входит в калькуляцию стоимости блюд – это аксиома. Подсчитывание дополнительных процентов унижает посетителей. А вдруг человеку не понравилось обслуживание? Получается, что его заставляют.
В школе нас научили самому важному: постоянных посетителей должно тянуть в наше кафе. В нашем деле жадничать нельзя, сэкономишь на одном – потеряешь своих клиентов. Кроме того, один недовольный уведет десять, а может и больше посетителей. А один довольный приведет как минимум четверых.
- В этом году «Богема» снова отметила новоселье. Почему? - Я давно мечтала, чтобы наше кафе находилось на берегу моря. Стихи, романсы или лирическая музыка идеально дополняет плеск волн. И вот случаю было угодно, чтобы нам предложили новое помещение на набережной турбазы «Приморье». А новоселье мы отметили еще 1 мая.
- Теперь в Коктебеле две «Богемы»? - В принципе да, но они совершенно разные. На территории «Голубого залива» находится джаз-клуб «Богема», а на турбазе – «Та самая «Богема», как ее называют наши завсегдатаи.
- Клиенты не путают вашу «Богему» с новой на старом месте? - Что вы, мы гордимся тем, что еще никто от нас не отказался. Местные жители знают о нашем переезде, а приезжие сразу же разобрались, что к чему. Я стараюсь каждого постоянного посетителя лично встретить и поприветствовать. Многие из них приходят с приятелями, которые впервые посещают «Богему». Каждый из них представляет мне нового посетителя и так далее. Это непрерывный цикл. Это тоже своеобразный ритуал в стиле Коктебеля.
Многие гости по-прежнему стремятся оставить в «Богеме» частичку себя. Это их работы, которые повсюду. Например, фотохудожник Александр Гусев привез специально для нашего кафе две чудесных работы, экспонировавшиеся в Москве. Скульптор Борис Качеловский подарил скульптуру Максимилиана Волошина, которую сотворил для «Богемы» и привез ее на прошлой неделе из Пензы. Мы всегда рады подаркам гостей. Возможно, вскоре создадим музей подарков «Богемы». Имена дарителей известны многим.
- Пианино у входа – это какой-то рекламный ход? - Скорее акцент на то, что здесь не обычное кафе. У нас посетители чувствуют себя свободно, музыка звучит самая разнообразная. Кстати, джаз тоже звучит в нашей «Богеме». Мы будем третьей площадкой фестиваля «Джаз - Коктебель 2007». Но это произойдет в конце сентября.
- Что такое «феодосийский проект»? - В Коктебеле есть «Богема», а в Феодосии скоро откроется «Ант-ре-соль». Мы готовы открыть заведение, но точную дату назвать не могу: слишком много всякой бумажной волокиты. Платишь какие-то копейки, а получаешь ворох бумажек. На это уходит очень много времени, так как везде стоишь в очередях. Мы должны отрываться от работы в «Богеме», а это не всегда возможно.
Мы планируем, что «Богема» и «Ант-ре-соль» станут единым целым, но феодосийское кафе будет работать круглогодично.
ДОСЬЕ Ирина Владимировна Жабкина, урожденная Козун, родилась 26 июля 1962 года в Крыму в поселке Октябрьский. В 1981 году вышла замуж, а в 1982 году окончила Ялтинское фармацевтическое училище, родила старшего сына Станислава и переехала в Феодосию на постоянное место жительства. В 1984 году в семье Жабкиных родился второй сын Кирилл. До 1995 года Ирина работала в аптеках города.
Владимир Николаевич Жабкин родился 18 декабря 1956 года. Его родители переехали жить в Феодосию, когда он был еще младенцем. Владимир окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации и до 1995 года трудился на Феодосийском вертолетном заводе. Три года семья перебивалась случайными заработками, а в 1998 году супруги создали «Богему».
Светлана КЛЕПСисточник:
http://kafanews.com/?link=1008&nn=23