Веб камера Коктебель
Реклама
Информация о Коктебеле
Подробная карта Коктебеля
Новая карта Коктебеля с улицами и домами
Карта Коктебеля (и Крыма)
Карта Коктебеля (вид из космоса)
История Коктебеля
Карадаг
Указатель местных названий Коктебеля
Виноделие в Коктебеле
Веб-камера - вид на набережную
Веб-камера, фото-режим
Архив видео "день за минуту"
Архив фото с веб-камеры

Справочная информация
Набор телефонного номера
Температура воды в Черном море, и погода в Коктебеле
Расстояния между городами Крыма

Транспортные вопросы
Как доехать в Коктебель?
В Коктебель на поезде. ЖД билеты
Покупка ЖД билетов через интернет
В Коктебель на самолете. Авиабилеты
Авиабилеты
В Коктебель на автомобиле
Пересечение границы Россия-Украина
Провоз собаки через границу


Жилье в Коктебеле
Обсуждение аренды жилья в Коктебеле
Частный сектор. Жилье от хозяев
Искать самому или бронировать?
"Черный" список
Гостиницы, пансионаты, отели и базы отдыха Коктебеля. Полный список и обсуждение.

Полезная информация для тех, кто едет в Коктебель на отдых
Вопросы - ответы. Все об отдыхе в Коктебеле
Сколько денег брать? Бюджет поездки
Обмен валюты
Банкоматы в Коктебеле
Сотовая связь в Крыму
Интернет в Коктебеле
Обсуждение кафе, ресторанчиков Коктебеля. Где лучше всего кормят?
Медицина в Коктебеле
Прокат автомобилей и мопедов
Прокат велосипедов
Температура воды в Черном море
Советы отдыхающим в Коктебеле

Экскурсии, развлечения, интересные места
Какие места и экскурсии посетить?
Карадагский и коктебельский дельфинарии
Аквапарк Коктебель
Ночные клубы
Экскурсии на Карадаг
Пешие прогулки
Конные прогулки в Коктебеле
Дельтапланеризм, парапланеризм в Коктебеле
Карта достопримечательностей Крыма
Дайвинг
Квадроциклы
Нудистский пляж и нудизм в Коке
Пляжи Коктебеля

Впечатления и рассказы. Интересное о жизни поселка
Впечатления и рассказы об отдыхе в Коктебеле
Фотографии Коктебеля
Ностальгия по Коктебелю (фото)
Коктебельские новости
Новости Коктебеля (из прессы)
Цены в Коктебеле
Экология пляжей Коктебеля
Обсуждаем сервис Крыма и Коктебеля

Разное
Рассказы о других Крымских городах и поселках
Кто что пьет? Крымские вина, пива
Встречи в Коктебеле
Саранча и другие насекомые:)

О сайте / контакты)

История Коктебеля

Просмотров темы: 43107

Оффлайн Roman

  • Коктебелеман
  • Сообщений: 1864
  • репутация: 242
  • Москва
: 12 Июнь 2007, 22:58:34
История Коктебеля

Года рождения Коктебеля никто не знает. Но известно, что на его территории находилось крупное средневековое поселение, превратившееся со временем в морской торговый город. Долины вокруг Карадага издавна были обитаемы. Свидетельство тому — каменные шлифованные молотки, найденные у восточного склона горы Святой. В начале I в. до н.э. в этих местах жили легендарные киммерийцы, самый древний из обитавших в Крыму народов. В средневековье жителями Коктебеля были скорее всего местные племена — потомки тавров к скифов, смешавшиеся с выходцами из Боспора — греками, сарматами и аланами. В Х в. поселение разрушено печенегами. Жизнь в нем возобновилась только через два-три столетия.

Со временем на месте нынешнего Коктебеля возникла татарская деревушка, а в начале XIX в. nут поселились выходцы из Болгарии. Почти до конца прошлого столетия Коктебель был крошечным поселением, связанным с Феодосией плохой грунтовой дорогой. Экипажи по ней катили в клубах едкой желтой пыли, а проезд оплачивался по самой высокой таксе.

Коктебельская долина почти вся принадлежала академику Эдуарду Андреевичу Юнге. Замечательный окулист, создавший русскую школу лечения глазных болезней, он интересовался египетской культурой, был человеком на редкость разносторонним. Выйдя в отставку, он задумал превратить в цветущий сад засушливую и дикую Коктебельскую долину. Ему виделись искусственное водохранилище, которое поило бы водой виноградники, красивые удобные дачи на склонах, великолепная дорога, связывающая поселок с Феодосией. Однако денег на это не хватило.

Наследники Юнге решили действовать другим путем — распродать землю людям, которые на манер колонистов принялись бы цивилизовать Коктебель. Одной из первых купила участок у самого моря мать будущего поэта, художника и критика Максимилиана Волошина — Елена Оттобальдовна. Она засадила его деревьями, положив, таким образом, начало нынешнему парку Литфонда. Через несколько лет в Коктебеле обосновываются детская писательница Н.И. Манасеина, поэтесса П.С. Соловьева, оперная артистка - М.А. Дейша-Сионицкая, выдающийся оперный певец В.И. Касторский. До начала 1913 г. подолгу жила в Коктебеле жена Э.А. Юнге Екатерина Федоровна. Она была дочерью художника и скульптора Федора Толстого, вице-президента Академии художеств, и троюродной сестрой Льва Толстого.

Постепенно Коктебель превратился в поселок научной и художественной интеллигенции. Еще в 1888 г. здесь побывал Чехов. В 1912 приобрел дачу К. Тренев, позднее (в 1915) — В. Вересаев. В мае 1913 г. Коктебель посетили члены семьи Ульяновых: Мария Александровна, Дмитрий Ильич с женой и Анна Ильинична с приемным сыном.

С Коктебелем связаны жизнь и творчество необычайно самобытного художника и поэта Максимилиана Волошина. Поэт, художник, краевед, археолог-любитель, отыскавший вблизи Коктебеля остатки древнего поселения; человек, не мысливший себя вдали от родины, от ее судеб — таким был М. Волошин. Он похоронен на вершине горной гряды Кучук-Енишар, неподалеку от мыса Хамелеон. Это место указал сам поэт. Перед смертью он просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев, так как любил Коктебель именно за первозданную и дикую красоту, которой не успела коснуться рука человека.

С конца 1974 г. Дом-музей Волошина существует как литературный отдел Феодосийской картинной галереи. Здесь сохраняется уникальная библиотека, которую М. Волошин начал собирать еще в Париже. В доме — лучшее собрание картин и акварелей самого Волошина (свыше полутора тысяч!), многие оригинальные работы его друга феодосийца .Ф. Богаевского. Интересна коллекция портретов хозяина дома, исполненных известными художниками К.С. Петровым-Водкиным, А.Я. Головиным, Е.С. Кругликовой, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Г.С. Верейским. Два портрета Волошина принадлежат кисти замечательного мексиканского художника Диего Риверы. Дом поэта — это не только волошинский мемориальный музей, но и место общения многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых. Гостями Волошина были Тренев и Вересаев, Грин и Эренбург, Булгаков и Пришвин, сестры М. и А. Цветаевы, художники Полевов, Петров-Водкин, Кончаловский, Остроумова-Лебедева, Кругликова, Р. Фальк, А. Бенуа, Латри, Лентулов, скульпторы Матвеев и Данько, композитор Спендиаров, певица Зоя Лодий и другие.

Подолгу жил у Волошина Алексей Толстой. Хозяин соорудил для гостя специальное бюро (А. Толстой работал стоя), которое сохранилось до наших дней. Другом дома была поэтесса Майя Кудашева, будущая жена Ромена Роллана. В 1917 г. в Коктебеле побывал А.М. Горький. Он тоже был частым гостем поэта. Ужинал на самом пляже — в заведении грека Синопли, однокомнатном деревянном домике со ставнями. Жители волошинского дома изукрасили его забавными картинками и стихами. Это было кафе “Бубны”, расписанное среди прочих талантливым художником Аристархом Лентуловым. На одной из стен Лентулов изобразил огромную фигуру А. Толстого, закутанного в простыню на манер тоги. Надпись гласила; “Прохожий, стой1 Алексей Толстой”. В пару к нему — на другой стене — был представлен такой же гигантский Волошин с соответствующей смешной надписью. В 1924 г. у Волошина гостил Брюсов. По его инициативе в Коктебеле были организованы своеобразные литературные турниры. Специально для такого турнира Брюсов написал, в частности, свое известное стихотворение “Соломон”. В стенах Дома поэта побывали И. Сельвинский, К. Чуковский, “В. Рождественский, Н. Заболоцкий, М. Шагинян. Здесь, уже после смерти хозяина дома, жил летом 1936 г. писатель Андрей Платонов.

В 1935 г. в Коктебеле было уже пять домов отдыха, не считая Дома творчества Литфонда, еще через три года их стало семь. Именно в это время Коктебель получил свое новое имя — Планерское — и стал считаться уже не деревней, а поселком. Во время Великой Отечественной войны, когда Крым был оккупирован фашистами, в коктебельских горах гремели выстрелы. Многие жители поселка ушли в партизанские отряды. Мемориальный комплекс на Холме Славы в Планерском хранит память об односельчанах, отдавших жизнь за освобождение родины.

информация с www.more.ua
« Отредактировано: 31 Июль 2007, 15:10:49 от Roman »


Оффлайн Тимуръ

  • :)
  • Сообщений: 6
  • репутация: 1
Ответ #1 : 25 Июнь 2007, 00:38:36
    Что я могу добавить? Анализ карадагского Пещерного городка в Хоба-Тепе показывает, что уже во времена т.н. "неандертальцев" (35-26 тыс. лет назад),  и уж, во всяком случае, во времена т.н. "верхнего палеолита" (26-13 тыс. лет назад), тут было святилище и т.н. Священный городок. Некоторые пещерные навесы явно подтёсаны: к ним прислонялись деревянные стволы, создавая достаточно большие помещения. Некоторые т.н. "фигуры выветривания", по-видимому, тоже были подтёсаны с целью усилить соттветствующее сходство и представляли собой соответствующих идолов. Перед входом в Пещерный городок явно возвышается изображение Великой Матери, которой здесь поклонялись. Статуи и святилище точно функционировали в 13-11-9 тыс. до н.э. Но здесь наверняка было святилище и в более поздние времена - например, во времена тавров. Перед Смотровой площадкой в Хоба-Тепе в скале, по которой надо пробраться, чтобы пройти к Смтровой площадке, находится небольшая пещерка с выбитым "окошком": здесь находился оракул, жрец, воплощавший в себе т.н. "живого бога". С самой Смотровой площадки (она расположена на 280-метровом обрыве и обращена к Львиной бухте) тавры наверняка сбрасывали вниз тела приносимых в жертву людей. Судя по всему, это святилище и оракул функционировало и во времена древних греков. Смотровая площадка - самое роскошное место на Карадаге, это его - Сердце! Кто тут не бывал, тот Карадага не видал! Здесь была книга в алюминиевом ящике, в которой расписывался всякий, кто добирался сюда.
     Советую т.н. "Экологичекую тропу" для Ваших экскурсоводов переименовать в "Священную тропу", поскольку наверняка по древней терминологии именно такое название она имела.
      Кто это писал? Это писал человек, который дал название "Французский пляж", основательно исследовал историю Кафской местности, житель этих мест и автор стихотворения "Тихая бухта", заглянувший сюда. Было бы несправедливо, если бы этого стихотворения здесь, на сайте, не было:
   
Тихая бухта

В том краю, где песчаны так кручи,
Где б в тоске шли Волошин и Рерих,
И где Солнце безжалостно жгуче,
Только я оживлял этот берег,
Только я его делал певучим!

По обрывам, тропинкам сыпучим
Я сбегал к синеглазому морю,
Околдованный гулом созвучий,
Белоснежной волной на просторе.
В том краю, где пустынны так кручи.

Весь захлёстанный ветром пахучим -
Не унылый Волошин иль Рерих! -
Расцарапанный веткой колючей
Я влетал… словно камень падучий!..
На роскошный и ветреный берег.
На песок раскалённый и жгучий!

Проклиная песок тот зыбучий
(Я тонул в нём почти по колено!),
Как я рвался - вслед птице летучей! -
Убегая из Вашего плена…
В том краю, где пустынны так кручи....

И внимал я, простором научен,
Плеску волн и свободному ветру,
Кликам чаек, чей голос так звучен,
Распахнувшимся вдруг километрам!
В том краю, где я счастьем был мучим.

На обрыв забираясь сыпучий
К эдельвейсам расцветшим добраться,
Я держался лишь веткой ползучей,
Где пришлось мне с орлами сражаться
На вершине роскошных излучин!

Где плясал только ветер летучий,
Где б я мог – лишь удар! – и сорваться…
Как однажды другой – невезучий.
Как я счастливо мог рассмеяться
В том краю, где пустынны так кручи!

Был я бледен тогда и беззвучен:
От атак трёх орлов откидаться!
На обрыве отвеснейшей кручи
Я заставил тех тварей убраться!
В том краю, где я битвам научен!

В том краю – где, с мечтой не разлучен,
На холмах я один мог скитаться,
Где стихи – и просты и певучи…
Что, наверно, навек мне остаться
В том краю, где пустынны так кручи!

Где в заливах накаты гремучи!
И роскошен их пенный разгул!..
Где валы и грозны, и могучи,
А удары – сливаются в гул…
В том краю, где лишь море да кручи!

Словно бог, соскользнувший из тучи,
Я стоял у обрывистой кручи.
Не какой-то Волошин иль Рерих!..
Только я оживлял этот берег,
Только я его делал певучим.

В том краю, где пустынны так кручи.
В той стране, где я счастьем был мучим!
« Отредактировано: 25 Июнь 2007, 17:31:14 от Тимуръ »

Оффлайн Катрин33

  • Знаток Коктебеля
  • Сообщений: 482
  • репутация: 37
  • Город-герой Москва
  • УПС.......
Ответ #2 : 18 Август 2008, 12:51:29
 :-\Нигде не могу найти относительно точных дат переименования Коктебеля в Планерское и обратно  :-\

Оффлайн yaninka

  • Знаток Коктебеля
  • Сообщений: 247
  • репутация: 290
  • Коктебель
Ответ #3 : 16 Март 2009, 22:26:54
В путеводителе по Крыму, составленому А.И. Щербаком приводится следующая строка: "В 1935 г. в Коктебеле было уже пять домов отдыха, не считая Дома творчества Литфонда, еще через три года их стало семь. Именно в это время Коктебель получил свое новое имя — Планерское — и стал считаться уже не деревней, а поселком".
Соответственно предполагается, что название "Планерское" он получил где-то в 1937г.

Но в Интернете нашла УКАЗ Президиума Верховного Совета РСФСР
О переименовании сельских Советов и населенных пунктов Крымской области
"Переименовать следующие сельские Советы и населенные пункты Крымской области
По Феодосийскому району:
4. Коктебельский сельсовет - в Планерский и селение Коктебель в Планерское.
Дата подписения указа - "Москва, 21 авг. 1945 г. д. № 619/3"

Вернули же название Коктебель - в 90-х


Оффлайн Doubrovski

  • Коктебелеман
  • Сообщений: 3522
  • репутация: 754
  • Фео - Коктебель
  • А я на море ...
  • Буду в Коктебеле: Был, есть и буду есть!
Ответ #4 : 17 Март 2009, 18:18:54
Неслучайное переименование, Коктебель из юного авиатора перешел в космическую эру своего развития... и спрятался в ящик. Почитайте материал к "12 апреля":

Королёвский треугольник опирался на Феодосию
http://subscribe.ru/archive/rest.travel.feodosiya/200804/23084231.html/#travel
« Отредактировано: 17 Март 2009, 18:31:36 от Doubrovski »

Оффлайн yaninka

  • Знаток Коктебеля
  • Сообщений: 247
  • репутация: 290
  • Коктебель
Ответ #5 : 15 Май 2009, 14:22:07
Еще в 2007 году, собираясь в Коктебель и изучая книгу "Старый добрый Коктебель» наткнулась на главу, которая повествовала об источнике и древнем монастыре под горой Сююрю-Кая. Захотелось непременно побывать там и увидеть это место, но пока не посчастливилось осуществить задуманное.

Недавно нашла статью В.Г. Тура - Археологические исследования средневекового христианского храма на горе Сююрю-кая (Карадаг). (Сервер восточноевропейской археологии, http://archaeology.kiev.ua/pub/tur.htm).

Карадагский горный массив, широко известный как уникальный памятник природы, длительное время оставался практически не исследованным в археологическом отношении. Между тем этот регион, богатый природными ресурсами и источниками воды, находящийся между крупными средневековыми центрами Сугдея и Кафа, не мог остаться без внимания древних поселенцев.

1998 г. начаты охранные археологические исследования средневекового христианского храма на восточном склоне горы Сююрю-Кая. Он, вероятно, являлся центром средневекового поселения либо крупного монастырского комплекса. Фундаменты построек, провалы колодцев и фрагменты средневековых водопроводных систем, затянутые дерном и заросшие кустарником, еще четко прослеживаются на всем склоне горы.

На карте Крымского побережья, опубликованной П.Кеппеном в 1836 г., на восточном склоне горы Сююрю-Кая обозначены руины заброшенного поселения Карадаг с «армянской церковью» в центре [3]. О существовании развалин деревни Карадаг и источнике упоминает еще в 1793-1794 гг. академик П.С.Паллас [7,с.208]. До 1956 г. здесь еще были видны руины стен церкви (или часовни), которые впоследствии, по словам местных жителей были разобраны на строительные материалы. Около одной из стен сохранялся пилон, увенчанный капителью с резным орнаментом. Не исключено, что именно эта капитель нами обнаружена в 10 м. к северу от храма. Вырубленная из цельного блока в форме квадрата, она с двух сторон обтесана под углом и украшена врезным орнаментом. В центре храма, поверх поздней засыпи, лежит не менее массивное основание колонны с отверстиями для крепления, залитыми свинцом.

В процессе археологических исследований был расчищен шурф, выкопанный злоумышленниками в алтарной части южной абсиды на глубину 1,2 м в 1995 г. и проведены работы на площади 210 кв.м. Глубина изученного культурного слоя, до уровня естественного разрушения храма, колеблется от 0,1 до 1,0 м. При этом, до согласования с администрацией заповедника, были сохранены многолетние растения укоренившиеся на руинах храма. Это заставило ограничиться исследованием южной стены постройки, трех абсид и прилегающей с юга и востока небольшой территории.

Здание трехнефного храма, в плане имеет прямоугольную форму длиной 12 м и шириной 8,1 м. Церковь ориентирована абсидами строго на восток. Стены сложены на известковом растворе из дикого камня сланцевых, песчаниковых и иных местных пород. При исследовании обнаружены небольшие фрагменты известковой штукатурки сохранившейся с внешней стороны кладки на стыке центральной и южной абсиды.

Южная стена храма (кладка I) шириной 0,9 м сохранилась на высоту от 0,5 до 0,9 м выше уровня слоя естественного разрушения. Внешний и внутренний панцири сложены из сравнительно крупных и тщательно подогнанных камней, а забутовка выполнена мелким камнем и щебнем на известковом растворе. В юго-восточной части, около основания южной абсиды, стена образует прямоугольный выступ шириной 0,4 м. Аналогичный выступ имеется и в северо-восточной части перед северной абсидой.

В кладке I обнаружен дверной проем шириной 1,1 м. Ограничивающие вход прямоугольные блоки известняка и песчаника тщательно обработаны. По краям имеются отверстия для крепления двери. Проем, предположительно, перекрывался аркой, так как рядом находились обработанные камни ракушечника соответствующей конфигурации

Справа от дверного проема обнаружены мелкие фрагменты фресковой росписи выполненной по известковой штукатурке. Фон росписи светло-желтого, светло-коричневого, светлого оранжево-коричневого и багрового оттенков. Рисунок по указанному фону выполнялся сине-зеленой, темно-коричневой и голубовато-серой краской. Отдельные элементы подчеркивались тонкими линиями белого или темного голубовато-серого цветов.

При расчистке шурфа появилась возможность частично изучить с внутренней стороны помещения стену I. На расстоянии 8,0 м. от абсиды в связке с кладкой I имеется выступающий цоколь пилона (III), где крупные каменные блоки тщательно обработаны и подогнаны друг к другу. Южный неф перегорожен перпендикулярной каменной кладкой V примыкающей, но не связанной с кладкой I и сложенной также из местных пород камня на известковом растворе. Кладка V сохранилась на 0,5 м ниже современной дневной поверхности и является результатом поздней перестройки. К сожалению, разрушение культурного слоя грабителями на данном участке, не позволяет пока установить время перестройки.

С восточной стороны постройки выявлены три эллипсовидные абсиды - II, VI, VII. Они построены единовременно, что четко прослеживается по связке кладок. Центральная - имеет внешний радиус 2,8 м, северная - 1,6 м, южная - 1,3 м Толщина кладок абсид: центральной - 0,8 м, южной и западной - 0,5 м Центральная и северная абсиды сохранились хуже южной из-за сползания кладки по крутому склону холма. В процессе исследований они открыты с наружной стороны до уровня слоя естественного разрушения на глубину 0,6 м от уровня современной дневной поверхности. За исключением южной абсиды, остальные, с внутренней стороны зачищены на высоту до 10 см. Внутри помещения, вдоль кладки южной абсиды на глубине 1,1 м от уровня современной дневной поверхности, имеется выступ фундамента шириной 0,1 м.

С наружной стороны южная абсида была укреплена кладкой VIII, сложенной из местного необработанного камня на глине. Фрагмент кладки сохранился на высоту от 10 до 25 см, длиной 2,0 м и шириной до 1.0 м. Причем первоначальную толщину стены установить не представляется возможным. Кладка имеет внешний панцирь из крупных блоков и внутреннюю забутовку.

С южной стороны к стене I перпендикулярно примыкают кладки X и XI, а под углом 45 ° изгибающаяся кладка IX. Они сохранились также на высоту всего до 10-15 см и сложены из необработанного местного камня на глине. Ширина кладок X и XI - 0,7 м, IX - 0,4 м. Кладка X сохранилась на участке длиной 1,1 м, XI - 0,6 м, IX - 3,4 м. Функциональное назначение указанных стен пока не выяснено. Не исключено, что это фрагменты поздних пристроек либо, что более вероятно, контрфорсов для защиты южной стены от разрушения.

Строительство кладок VIII, IX, X и XI относится к времени непосредственно предшествующему запустению и разрушению храма, т.к. сложены без фундамента на грунте засыпанному сползшей черепицей

Около кладки IX, поверх слоя упавшей черепицы, прослеживаются два тонких слоя прокаленной почвы с примесью древесных углей. Археологического материала, за исключением нескольких фрагментов костей животных, в этих слоях не обнаружено, что позволяет предположить здесь остатки костров горевших во время или после естественного разрушения храма.

В юго-западной части раскопа на расстоянии 2,4 м от кладки I обнаружено основание разрушенной кладки XIII шириной 1,6 м, перпендикулярной южной стене храма. Она сложена также из необработанного местного камня на известковом растворе, имеет внешние панцири из крупных блоков и забутовку. Поверх основания кладки XIII построена более поздняя стена XII примыкающая к южной стене храма и как бы являющаяся продолжением западной стены постройки. Ее толщина, как и западной стены церкви, 1,0 м. Однако, в отличие от нее, сложена на глине. В растворе встречаются фрагменты извести. Внешний и внутренний панцири кладки XII сложены из крупных, тщательно подогнанных блоков. Стена сохранилась на участке 2,6 м. Можно предположить, что кладка XII перекрывала ранее имевшийся проем между стенами I и XIII.

Культурный слой на всей площади раскопа исследован до уровня времени разрушения храма, четко обозначенного фрагментами черепицы - каллиптеры, завалом камня и известковым раствором. В числе археологических находок в грунте, перекрывающем слой черепицы, фрагменты кувшинов и тарелок оранжевой, реже красной глины. Вся черепица и доминирующее число фрагментов сосудов - оранжевой глины, что позволяет предположить наличие местного центра гончарного производства. Фрагменты красноглиняных сосудов, преобладающие, например, в позднесредневековых слоях Судака, здесь являются редкостью.

Обнаруженная керамика характерна для XV - XVI вв. Исключение составляют только несколько мелких фрагментов поливных сосудов, украшенные узором типа «сеточки» и «цветка» коричневого цвета по желтому фону, которые могут относиться к XIV вв. и не исключено, что попали в поздний слой в результате эрозии почвы.

Не оставляет сомнения в датировке обнаруженной керамики и в целом культурного слоя, находка кладового характера 11 серебряных монет датируемых 957 годом Х. Все монеты обнаружены в одном месте около северной абсиды в завале черепицы сползшей кровли. Еще одна медная монета, предположительно относящаяся к XVIII в. была обнаружена в северной части раскопа, на краю склона в слое дерна .

Среди изделий из металла, на различных участках около стен храма, в слое черепицы, обнаружены железные гвозди, фрагменты железного лезвия ножа (Рис.1.5; 5.26), подковы (Рис.5.29), бронзовой пластинки и небольшой слиток свинца со следами рубки. Архитектурные детали найденные при раскопках представлены семью тщательно обработанными блоками из ракушечника и известняка.

Первый этап археологических исследований христианского храма на восточном склоне горы Сююрю-Кая еще не позволяет в полном объеме дать исчерпывающую характеристику памятнику. Однако, опираясь на скромные материалы, полученные в процессе работ, мы можем констатировать, что трехнефный храм вероятно являлся центральным культовым сооружением средневекового поселка Карадаг.

Трактовка П.Кеппеном памятника, как «армянской церкви» пока не нашла подтверждения, т.к. в данном строении не прослеживается

особенностей армянской церковной архитектуры. Прямоугольная планировка, а главное, три абсиды, выступающие четкими полукружьями с внешней восточной стороны здания, говорят об обратном. Подобный архитектурный стиль характерен для византийских традиций, широко распространен в средневековой Таврике распространен в средневековой Таврике и имеет массу аналогов в Херсонесе, Горном и Южнобережном Крыму [4,с.34; 9,с.229-252].

П.Кеппен указывает на близкую к равностороннему четырехугольнику планировку церкви, армянские надписи на камнях и в алтарной части [2,с.17,20]. Пока, при исследованиях 1998 г. ничего подобного не обнаружено. Не исключено, что плиты с надписями были использованы на стройматериалы в 1956 г. Мы можем лишь предположить, что на позднем этапе, сохранившийся и подвергшийся меньшим разрушениям южный неф, мог использоваться в качестве часовни местной армянской общиной. Единственным слабым основанием для подобной гипотезы можно считать следы позднего ремонта южной стены храма. Одновременно, нельзя исключать, что исследуемый нами храм является не тем памятником, на который указывал П.Кеппен.

Исследования культурного слоя периода разрушения памятника, позволяют сделать обоснованные выводы о времени прекращения его функционирования. Фрагменты керамических сосудов обнаруженных поверх плотного слоя черепицы, относятся к XV - XVI вв. [1; 6]. Еще точнее время разрушения датирует находка монет Крымского ханства, отчеканенных в 957 г. Х. (1551 г. Р.Х). Каких-либо следов пожара при раскопках не обнаружено. Поэтому напрашивается единственный вывод, что здание было заброшено не позднее конца XVI в. и разрушалось под воздействием природных сил.

Если учесть религиозность средневекового населения, то не совсем ясно, почему крупное, по средневековым меркам Таврики, культовое здание, расположенное в центре поселения, неожиданно оказалось заброшенным прихожанами. Причем, незадолго перед разрушением, южная и восточная стены заботливо укреплялись подпорными стенками. В 1793 г., по упоминанию П.С.Палласа на месте поселка были только руины [6,с.208]. Если допустить, что запустение храма и поселения связано с исходом христиан в 1778 г., то вызывает сомнение, что 15 лет оказалось достаточно для разрушения капитальных каменных строений. Более того, указанные монеты 1551 г. находились уже в слое упавшей черепицы, т.е. попали туда во время интенсивного разрушения памятника. Единственная монета, предположительно относящаяся к XVIII в., находилась значительно выше в слое дерна. Предполагая причины, по которым был заброшен жителями поселок и соответственно храм, мы предварительно можем выдвинуть две гипотезы. Это могло быть связано с вторжением ногайских орд в 1523 г., либо с вооруженным конфликтом крымского хана Мухаммеда-Гирея II Жирного с турецкими властями в 1584 г., т.к. основные события разыгрывались в окрестностях Кафы.


Литература:
Иванов А.В., Савеля О.Я, Филиппенко А.А. Комплекс поливной керамики Средневекового Кадыкоя // Историко-культурные связи Причерноморья и Средиземноморья X - XVIII вв. По материалам поливной керамики. - Симферополь, 1998. С.108-112.
Кеппен П. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических.
Крымский сборник. - СПб., 1837. - 411 с.
Карта Южного Крыма с указателем. (Приложение к Крымскому сборнику П.Кеппена). - СПб., 1836. Лист II, ч.8.
Мыц В.Л. Укрепления Таврики X-XV вв. - К.: Наукова думка, 1991. - 164 с.
Отчет Карадагского отряда Судакской археологической экспедиции КФ ИА НАН Украины. 1998 г. Архив Крымского филиала Института археологии НАН Украины.
Паршина Е.А. Средневековая керамика Южной Таврики // Феодальная Таврика. - К.: Наукова думка, 1974. С. 56 - 93.
Путешествие по Крыму в 1793 и 1794 годах академика П.С.Палласа (перевод с немецкого) // ЗООИД. - Одесса, 1881. Т. XII. С.62-208.
Шуази О. История архитектуры. В 2 томах. - М.: изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. Т.2. - 694 с.
Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII - XIV вв.) // МИА N 17. - М.-Л.: Изд-во АН СССР. - 255 с.

Оффлайн yaninka

  • Знаток Коктебеля
  • Сообщений: 247
  • репутация: 290
  • Коктебель
Ответ #6 : 15 Май 2009, 19:10:09
Нашла в инете путеводитель 1913 года (Григорий Москвич. Путеводитель по Крыму. С. - Петербург. 1913 г.).

Вот как здесь описана деревушка Коктебель:
...За Султановкой открывается красивая Двуякорная бухта с вечно темнеющими на горизонте очертаниями идущих мимо пароходов. Дорога здесь круто спускается вниз до самой деревни Коктебель. Коктебель (19 вер. от Феодосии) - небольшая болгарская деревушка, приветливо раскинувшаяся среди вечно подернутых синевой ажурных скал и гор. В деревушке, насчитывающей до 400 жит., имеются кофейная, лавочки, земская библиотека и школа, устраиваются экскурсии в окрестности, почтовое отделение и пр. Наибольший интерес представляет Коктебельская бухта, расположенная в 1/2 вер. от деревни; с юга она закрыта вечно мрачным мысом Карадаг (черный лес), с востока - длинным мысом Киик-Атлама, у конца котораго расположена так назыв. скала-лодка, напоминающая собою, действительно, идущую под парусом лодку.

Коктебельский берег, тянущийся от домика кордона пограничной стражи до конца залива, на протяжении свыше 5-ти верст, славится своими прелестными ракушками, разноцветными камешками и проч., для собирания которых сюда съезжаются летом многие феодосийцы. Тут же попадается красная и зеленая яшма, сердолик, голубой халцедон и проч. Особенно красивы - бухта и самое море. Вид, открывающийся на море, также весьма живописен. На самом берегу над морем мрачно нависли угрюмыя скалы Карадага, представляющия собой причудливыя формы.

Тут же на берегу, в 20 - 25-ти шагах от моря, причудливо раскинулись красивыя дачи: Волошиной, Поповой, Баженова, писателей - М. Волошина, Allegro, Гр. Петрова. Яновской и мн. др., в общем около 20 дач.

На других дачах и в деревне также сдаются по весьма дешевым ценам комнаты и квартиры. Имеется гостин. „Крит", теплыя морския ванны (50к.), три молочныя фермы; провизию привозят из Феодосии, Отуз, Стараго Крыма и др. мест. С Феодосией ежедневное сообщение на мальпосте (50 к.); извозчики берут по 4 р. и по б - 8 руб., за два конца.

„Святая гора", находящаяся в 2-х верстах от дер. Коктебель, вся покрыта зеленью и густым лесом. Восхождение на нее трудно, но зато вид открывающийся с вершины, вознаграждает путника. Наблюдателю, как на ладони, видна прелестная зеленеющая Отузская долина, слева - чудный залив, внизу - крохотные домики Коктебеля, Султановки и проч. На другой Коктебельской горе - Карадаг (1.750 ф.) водится так называемая „пешая саранча" (чегертке) или крымский безкрылый конек. От Коктебеля до Отуз 6 вер. по прекрасному гладкому шоссе; дорога идет через самую деревушку мимо чистеньких домиков, приветливой церкви и пр. В 3-х вер. от Коктебеля, возле „Кадыкойской" шоссейной будки, в 30 шагах от дороги, находится красивый и широкий грот, скрытый в лесной чаще и зелени. Здесь прекрасный источник питьевой воды. На половине дороги от Феодосии (28 вер. от Феодосии и 24 в. от Судака) до Судака раскинулась живописная Отузская долина с ея чудными виноградниками и тополями.

Вот каким он был....

ELS

  • Гость
Ответ #7 : 24 Май 2009, 17:57:58
Привет Всем! Создал тему "Ностальгия по Коктебелю (фото). Заходите смотрите и главное добавляйте! Спасибо!

Оффлайн tavr

  • :)
  • Сообщений: 1
  • репутация: 0
Ответ #8 : 22 Март 2010, 16:37:37
Вопрос к знатокам или местным жителям Коктебеля
В путеводителе 1913 года (Григорий Москвич. Путеводитель по Крыму. С. - Петербург. 1913 г.).
есть фраза
"От Коктебеля до Отуз 6 вер. по прекрасному гладкому шоссе; дорога идет через самую деревушку мимо чистеньких домиков, приветливой церкви и пр. "
Где располагалась эта церковь в Коктебеле?
Могла ли она располагаться на отрогах хребта Татар-Хабурга?

Оффлайн Фекла

  • :)
  • Сообщений: 3
  • репутация: 0
Ответ #9 : 20 Май 2010, 07:35:58
Церковь находилась в центре болгарской деревушки Коктебель и называлась Свято-Покровская церковь, но построена и освящена она была в 1918 году. До этого у болгар не было в Коктебеле своей церкви и они ездили в соседнюю деревню Кишлав, где в 1822 году на правительственные средства была построена первая болгарская церковь "Во имя  Светлого дня вознесения Господня", казаки же посещали церковь в селе Насыпном, построенную и освященную в 1856 году.
В болгарских селах церкви строились очень медленно, в связи с нехваткой средств, и, вероятно, Григорий Москвич лицезрел еще не достроенную и, во всяком случае, не освященную церковь.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

 

Код вставки ссылки на данную тему для форумов:
→ Ctrl+c
Код вставки ссылки на данную тему в формате html:
→ Ctrl+c

Поделиться темой:

Метки: [смотреть все] | популярные:
авто (6) автобусы (6) алкоголь (9) аренда (18) безопасность (6) бронирование (5) бюджет (4) вагоны (14) весна (4) вино (5) впечатления (15) горы (6) гостевой дом (13) гостиница (27) граница (11) гривна (4) деньги (6) дети (9) дорога (26) Дубровский (4) еда (86) жилье (21) зачем ехать (7) здоровье (5) зима (5) история (6) канализация (6) Карадаг (4) карта (4) кафе (82) кемпинг (4) климат (15) когда ехать (12) купе (15) личности (4) Мамакабо (4) маршрутки (5) музыка (7) мусор (6) негатив (10) новости (7) новый год (5) Новый Свет (4) нудизм (4) нудистский пляж (5) Орджоникидзе (5) осень (5) отель (15) отзывы (14) отчеты (7) палатки (6) пансионат (8) плацкарт (15) пляжи (11) погода (16) поезд (18) полеты (4) праздник (5) прогулки (5) прокат (4) развлечения (28) рассказы (10) ресторан (73) рестораны (4) РЖД (15) сезон (12) сентябрь (6) сервис (4) снять (16) совок (4) спорт (6) столовая (8) Судак (4) такси (10) таможня (5) температура (10) Тихая бухта (4) транспорт (13) туризм (6) УЗ (15) улицы (10) фестиваль (4) форум (10) фото (13) цены (13) частный сектор (6) экология (4) экскурсии (14)
форум любителей крымского курорта Коктебель - koktebel.ecrimea.ru. Крым онлайн. Коктебель: информация. Форум Щелкино - мыс Казантип.

Крымская Баннерная Сеть